Характеристика образов произведения «Лесная песня». Цитатная характеристика Лукаша и Мавки
Волшебный, сказочный мир раскрывается перед читателем в драме-феерии Леси Украинский "Лесная песня".Интересным он предстает не только со стороны композиционного построения, а прежде многослойным смысловой нагрузкой. Многих философских вопросов касаются главные герои на протяжении всего действа. Здесь можно отметить конфликт добра и зла, и вопрос личности в условиях реальной жизни, и вопросы конфликта человека и природы, проблему существования согласно природными склонностями, и конечно же, вопрос любви - как необычной силы, покоряет всех и вся - и измены . Леся Украинский искусно выстроила сказочный мир «Лесной песни», гармонично вплетая в него народнопоэтические элементы, которые лучше подчеркивают внутренний мир главных героев.
Центральным персонажем драмы-феерии является волшебное существо Мавка. Она олицетворяет лучшие черты целостной, гармоничной личности: душевную красоту, свободолюбие, искренность. Ее натура максимально приближена к жизни по законам природы. Видимо поэтому, она изображена именно сказочным существом. Чувствительная к тонким материям, она влюбляется в парня Лукаша, услышав его волшебную игру на свирели: «Нимфа очарована, тихо колышется, улыбается, а в глазах какая-то тоска, до слез ...»
Лукаш олицетворяет творческого человека , который теряет свою личность и свой талант, уступив свое нерешительности и материальным интересам. Леся Украинский изображает Лукаша таким: «очень молодой парень, красивый, чернобровый и стройный, в глазах еще есть что-то детское».Сначала открытый и чистый душой, он постепенно теряет краски внутренней палитры и теряет не только свою любовь к Мавки, ее саму вместе с надеждой на счастье, но и изменяет таким образом самого себя, за что и несет наказание превращением в оборотня.
Ощущение красоты и поиск прекрасного в окружающем мире, захват эстетизмом природы и развитие личности - вот те общие критерии поиска главных героев. Это именно то, что делает их души родственными и близкими друг другу. Однако, в отличие от Нимфы, не колеблясь борется за свою любовь, трансформируя всю свою систему ценностей, Лукаш проигрывает своей теневой части личности, капитулирует перед социальными условиями, в которых он существует.
Нерешительность и внутренняя раздвоенность все больше влияют на Лукаша, и первой это замечает именно Нимфа:
«У тебя голос чистый, как ручей,
а глаза - непрозрачные »
Она прозрачная, чистая и счастливая, а поэтому малейшие движения души любимого для нее становятся очевидно. Нимфа дарит Лукашу лучшее, что можно подарить человеку - вдохновение для развития творческого потенциала.
Л у к а ш
Песни! Это еще наука небольшая!
М а в к а
Не пренебрегай души своей цвета,
потому что из него выросло любовь наша!
Тот цвет от папоротника волшебный -
сокровища т в о р и т ь, а не открывает.
У меня как родилось второе сердце,
как я его узнала. В ту минуту
огнистое чудо произошло ...
(Вдруг прерывает).
Ты смеешься?
Л у к а ш
Да действительно, как-то как смешно стало ...
К сожалению, Лукаш не сумел сохранить этот дар. Он изменяет Мавку не только своим браком с Акулиной, но и тем, что невольно отступается от своих стремлений и мировоззрения под влиянием матери.
М а т и
А не хватит того грання?
Все играй и играй, а ты, работоспособность, стой!
В его душе конфликт добра со злом заканчивается поражением света, поэтому угасает его внутренний луч творчества.
По мнению автора, человек должен прожить жизнь, воспроизводя определенную роль, предоставленную природой, пройти путь к самому себе, тем самым найдя ключ к гармонии. Однако, в большинстве своей люди действуют вопреки себе, обрикаючы тем самым себя на духовное падение, а своих любимых - на страдания.
Символическим является тот факт, что Нимфа получила желанную душу, ведь она достойно прошла свой главный жизненный экзамен, любя Лукаша до последнего вздоха, простив ему измену, тем самым выступив сильнее и выше своего возлюбленного, который наоборот - душу свою потерял, превратившись в оборотня , ведь в нем не осталось ничего, что делало бы его настоящим Человеком.